ОГЛАВЛЕНИЕ
• Форма бланков строгой отчётности • Использование, хранение и списание БСО
• Где напечатать БСО? • Штраф за невыдачу бланков
• Учет бланков строгой отчетности • Бухгалтерский и налоговый учет
При любой системе налогообложения организации и ИП могут не применять ККМ при оказании услуг населению.
В этом случае равнозначной заменой кассовым чекам выступают бланки строгой отчетности (БСО).
Они выдаются всем без исключения клиентам, а не только по требованию. В качестве БСО могут быть: путевки, квитанции, абонементы, талоны и пр.
Порядок их применения, учета, хранения и списания регламентируется Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ № 359 от 06.05.2008 (далее Положение).
Достоинства в применении БСО | Недостатки БСО |
|
|
Что относится к услугам населению?
С позиции Минфина РФ, которая не единожды отражалась в его письмах до октября 2012 года, к услугам, оказываемым населению, относились те, что указаны в классификаторе ОКУН.
В 2012 году Минфин изменил точку зрения: согласно письму № 03-01-15/8-213 от 8.10.2012 г. применять БСО можно при оказании любых услуг, а не только обозначенных в ОКУН.
Форма бланков строгой отчётности
Согласно Положению организации и ИП могут разрабатывать такие бланки индивидуально в удобной для своей деятельности форме. Но в них обязательно должны присутствовать следующие реквизиты:
- название, серия и номер из шести знаков;
- наименование, организационно-правовая форма, адрес организации (ФИО— для ИП), ИНН;
- вид и стоимость услуги;
- сумма оплаты (наличными или картой);
- дата составления документа и произведённой оплаты по нему;
- ФИО, должность, подпись ответственного за проведение операции лица, печать;
- прочие дополнительные реквизиты, характеризующие особенности оказываемой услуги.
Собственные бланки не всегда можно применять. Формы для отдельных видов деятельности разработаны государственными структурами. К таким относятся:
- документы для пассажирских перевозок;
- билеты общественного транспорта: троллейбусные и прочие;
- квитанции на провоз багажа и ручной клади;
- квитанции, выданные ломбардами;
- билеты в театр, кино, цирк и подобные;
- путевки для экскурсий и туризма;
- квитанции за парковку автомобилей.
Где напечатать БСО?
Есть два способа производства бланков.
1) Использование автоматизированной системы.
Внешне она напоминает небольшой кассовый аппарат. Содержит комплекс средств автоматизации, которые позволяют создавать и оформлять образцы бланков, печатать и хранить их 5 лет. Имеет защиту от неразрешенного доступа. Позволяет при надобности распечатать копию документа по его серии и номеру. Приобрести ее можно в местах продаж кассовой техники. В отличие от ККМ данное устройство не требует регистрации.
2) Заказать в типографии.
Здесь могут предложить готовые шаблоны, но если они не подойдут, можно принести свой. При разработке БСО собственными силами за основу удобно взять старые формы бланков, применявшиеся до декабря 2008 г. и доработать их в соответствии с условиями Положения. Изготовленный в типографии БСО должен содержать информацию: наименование и ИНН изготовителя, номер заказа, год исполнения и тираж.
Самостоятельно разработанные БСО печатать с помощью принтера нельзя.
Учет бланков строгой отчетности
При изготовлении в типографии
Назначается сотрудник, ответственный за движение, учет и хранение БСО. С ним заключается соответствующий договор. Эти обязанности может исполнять сам руководитель организации или ИП. Кроме того, создается комиссия для контроля приема и передачи бланков.
При принятии БСО из типографии сверяют их фактическое количество, серии и номера с данными сопроводительных накладных. Далее составляется акт приемки. В нем указывают детальные сведения о бланках. Его подписывают члены комиссии и руководитель (ИП).
Материально-ответственное лицо, получившее бланки из типографии и проверившее их количество в присутствии комиссии, выдает их сотрудникам организации (ИП), получающим наличные денежные средства от клиентов. При этом составляется акт передачи бланков.
Например, организация-прачечная имеет центральный приемный пункт и 20 точек приемки-выдачи белья в городе. В каждой из них работает по сотруднику, каждый из которых должен иметь на руках какое-то количество БСО и заполнять их при выдаче белья и получении наличных от заказчика. На усмотрение руководителя прачечной каждому из 20-ти сотрудников может выдаваться определенное количество БСО, к примеру, по 500 штук:
Это фиксируется в акте передачи ( сколько бланков выдано, когда, на какой период или бессрочно, пока они не закончатся). |
В небольшом офисе ИП, где только один ИП и работает, бланки, соответственно, никуда и никому не передаются, кроме клиентов.
Выдачу, возврат неиспользованных и испорченных бланков ответственное лицо отражает в книге учета БСО. Унифицированной формы эта Книга не имеет, поэтому можно разработать собственный вариант и утвердить его внутренним документом. Учет в ней ведется по наименованиям, сериям и номерам БСО. Листы книги пронумеровываются, прошнуровываются, подписываются руководителем, главным бухгалтером и заверяются печатью.
При изготовлении самостоятельно
Бланки, изготовленные автоматизированным устройством, им же и учитываются. Аппарат сохраняет в своей памяти все необходимые данные о распечатанных БСО. При этом книга учета не ведется.
Использование, хранение и списание БСО
БСО оформляет уполномоченный работник при расчётах с клиентами. Основную часть (оригинал) бланка он передает клиенту, а корешок (копию) оставляет себе.
Бланк заполняется четко, разборчивым почерком, исправления недопустимы. При отсутствии данных какого-либо реквизита в БСО в соответствующей графе ставится прочерк.
Если в документе допущена ошибка, он перечеркивается и в тот же день прикладывается к книге учета. Полностью заполненный бланк считается первичным документом — основанием для оформления операций с денежными средствами.
В конце смены на основании заполненных за день БСО составляется приходный ордер на сумму выручки за день. Данные из него записывают в кассовую книгу и КУДиР.
Хранят БСО в шкафах из металла, сейфах или других оборудованных местах, обеспечивающих их сохранность. В конце дня место их хранения необходимо опечатать или опломбировать.
Ежегодно или по приказу руководителя проводят инвентаризацию бланков, как правило, в период инвентаризации наличности в кассе. Контроль за использованием бланков не может быть возложен на лицо, их выдающее.
Корешки (копии) бланков упаковывают в мешки, опечатывают и хранят 5 лет. Затем их уничтожают, составив соответствующий акт, который утверждается комиссией. Испорченные и бракованные бланки списывают аналогичным образом.
Регламент ведения документов по учету и движению БСО, порядок назначения и функции ответственных лиц, состав комиссий закрепляют в учетной политике организации или ином локальном документе.
Штраф за невыдачу БСО и контроль за применением
Нарушения при применении или невыдача БСО наказывается предупреждением или штрафом
(ст. 14.5 КоАП РФ):
- для руководителя организации или ИП — 3 тыс.-4 тыс. руб.;
- для организаций — 30 тыс.-40 тыс. руб.
За отсутствие БСО накладывается штраф в размере от 10 000 руб. (ст. 120 НК РФ).
Правильность использования БСО контролируется сотрудниками ИФНС. Проверяющим по требованию нужно представить книгу учета или данные из автоматизированной системы о произведенных бланках. Налоговики проверят:
– присутствие печатей и необходимых подписей;
– фактическое наличие копий (корешков) документов и отсутствие ошибок в них;
– соответствие сумм в копиях данным кассовой книги.
Бухгалтерский и налоговый учет БСО
При использовании приобретенных в типографии БСО для расчетов с заказчиками их стоимость следует списать на счета учета затрат: 20 и 44. При изготовлении их с помощью автоматизированной системы расходные материалы и амортизацию ОС относят на те же счета.
Необходимо учитывать бланки на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности». Отражают их в условной оценке: по стоимости покупки или сумме расходов на изготовление. Аналитика ведется по видам и местам хранения.
В налоговом учете затраты на изготовление (приобретение) бланков будут уменьшать прибыль до налогообложения в качестве иных расходов.
Задать свой вопрос
Задать вопрос дежурному юристу онлайн
Консультации проводятся бесплатно в рамках ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.)
Екатерина
получите консультацию специалиста
Публикуя свои вопросы, сообщения, контактные данные и прочие данные на нашем сайте, вы, тем самым, даете свое согласие на обработку персональных данных и самостоятельно несете ответственность за содержание публикуемой в открытом доступе информации.
Со своей стороны, мы гарантируем, что не используем ваши контактные данные для спам-рассылок, в рекламных и прочих целях, кроме тех целей, что непосредственно связаны с функционалом сервиса, а именно для обратной связи и ответа на ваш вопрос.