Законом предусмотрена защита интересов потребителя в сфере товарно-денежных отношений. Поэтому гражданин располагает возможностью возвратить или обменять купленный товар надлежащего качества, если тот в силу ряда причин ему не подошел.
Сроки возврата или обмена товара надлежащего качества
Причинами возврата или обмена качественного товара на его аналог могут быть определенные параметры товара, которые не устроили покупателя. Речь идет о размере, цвете, форме, фасоне, габаритах или комплектации.
Потребителю необходимо иметь в виду, что количество оснований, по которым товар может быть неподходящим, является ограниченным, расширить его не представляется возможным. Следовательно, допустимо ссылаться именно на одну из вышеуказанных причин, иначе в требовании покупателю могут вполне обоснованно отказать.
Произвести процедуру обмена или возврата товара можно в течение 2 недель (14 дней) со дня покупки, причем в этот период не входит день самой покупки. Такой период дается покупателю еще и для того, чтобы он мог взвесить все «за» и «против» относительно совершенной покупки и принять окончательное решение. |
В установленный законом период входят выходные и праздничные дни. Когда последний день срока обмена или возврата выпадает на нерабочий, то он автоматически переносится на ближайший рабочий день (ст. 193 ГК РФ).
Условия обмена или возврата качественного товара:
- потребитель не пользовался товаром;
- все потребительские свойства и товарный вид изделия остались неизменными. Сохранены производственные ярлыки, маркировки, пломбы и т.п.;
- покупатель предоставляет кассовый (товарный) чек или иной документ об оплате покупки. Если таких документов нет, то факт сделки купли-продажи могут подтвердить свидетели, что установлено в законодательном порядке;
- товар не относится к утвержденному Правительством РФ перечню непродовольственных товаров, которые невозможно обменять или вернуть (косметика, парфюмерия, текстиль, предметы гигиены, мебель бытовая, ювелирные изделия, непериодические издания и др.).
Также не подлежат обмену и возврату сложные товары в техническом отношении (автомобили, телевизоры, холодильники, цифровая фото- и видеоаппаратура и др.). Вернуть их продавцу можно только при выявлении технических дефектов и неисправностей (если признано, что товар ненадлежащего качества).
Следует учесть, что даже если все перечисленные условия соблюдены, сразу потребовать именно возврата товара неправомерно. Он возможен только в случае отсутствия в магазине аналога товара на дату обращения (п. 2 ст. 25 Закона о защите прав потребителя).
Как вернуть деньги за товар?
Возврат товара надлежащего качества предполагает и возврат денег, уплаченных за него. Если все условия и сроки возврата соблюдены потребителем, то при отсутствии в магазине аналогичного товара на момент обращения, ему может быть возвращена денежная сумма за приобретенную вещь.
Стоимость покупки возвращается потребителю в течение 3 дней после ее возврата в полном размере. В случае невозможности со стороны продавца вернуть покупателю в день возврата необходимую сумму, следует составить акт, фиксирующий факт передачи покупателем товара.
Если потребителю нужно именно обменять товар, но подходящего временно нет в наличии, по договоренности с продавцом он может осуществить обмен позднее, когда необходимый аналог появится в продаже. О поступлении подходящего товара покупателя уведомляет продавец.
Отказ продавца в обмене/возврате товара
Часто возникают ситуации, когда продавец не желает удовлетворить законные требования покупателя и отказывает ему в обмене или возврате товара надлежащего качества. Тогда потребителю необходимо будет обратиться с претензией в администрацию магазина и/или в орган Роспотребнадзора.
Претензия оформляется в 2-х экземплярах: один забирает продавец, а второй остается у покупателя (с проставлением даты, должности и личной подписью принявшего претензию). В самых сложных случаях потребитель обращается за восстановлением своих прав с исковым заявлением в суд.
Задать свой вопрос
Задать вопрос дежурному юристу онлайн
Консультации проводятся бесплатно в рамках ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.)
Екатерина
получите консультацию специалиста
Публикуя свои вопросы, сообщения, контактные данные и прочие данные на нашем сайте, вы, тем самым, даете свое согласие на обработку персональных данных и самостоятельно несете ответственность за содержание публикуемой в открытом доступе информации.
Со своей стороны, мы гарантируем, что не используем ваши контактные данные для спам-рассылок, в рекламных и прочих целях, кроме тех целей, что непосредственно связаны с функционалом сервиса, а именно для обратной связи и ответа на ваш вопрос.