ОГЛАВЛЕНИЕ:
• Возврат или обмен товара надлежащего качества
Случаются ситуации, когда купленный товар не имеет недостатков и характеризуется отличным качеством, однако не подходит потребителю. Действующее в нашей стране законодательство разрешает осуществить возврат товара в магазин в течение 14 дней в случае, когда он не нравится покупателю по каким-либо причинам, либо обменять его.
Причины для возвращения покупки или её обмена могут быть разными: не нравится цвет товара, форма, не подходят размеры, комплектация, да и просто, когда приобретен товар необдуманно. Сделать возврат товара в магазин можно, не поясняя продавцу причин, но соблюдая при этом условия, установленные законом.
Возврат или обмен товара надлежащего качества
Вернуть товар получится лишь тогда, когда он не был в пользовании, и на нем сохранены этикетки и бирки. Если продавец обнаружит следы использования, то он вправе отказать в принятии товара. В этом случае покупатель может оспорить отказ, настояв на проведении экспертизы, которая сможет определить, был ли товар использован.
Возвращать покупку следует в первоначальном виде. Если товар был собран потребителем, его нужно разобрать и упаковать. Если же нарушена целостность упаковки, то вернуть или обменять покупку нельзя, если осмотр товара можно было сделать и без ее повреждения. А вот если осмотреть товар без нарушения упаковки было невозможно, то вернуть или обменять его покупатель имеет право.
Не подлежат возврату или обмену товары без недостатков, при этом имеющие уникальные характеристики, то есть товары, созданные по индивидуальному заказу клиента магазина (комплект кухонной мебели, встроенный шкаф и др.).
Как уже было сказано, покупатель может сделать возврат товара в магазин в течение четырнадцати дней, не считая день, когда он совершил покупку. Например, товар приобретен 10.06, значит, последний день, когда его можно вернуть, это 24.06.
Отправляясь в магазин, с собой нужно взять кассовый чек. Если он потерян, придется подтвердить факт приобретения товара у данного продавца. Для этого могут быть использованы:
- показания свидетелей покупки;
- информация на второй кассовой ленте;
- накладные;
- упаковка с указанием на продавца;
- видео с камер наблюдения.
Покупатель должен составить заявление, указав в нём информацию о товаре и требование о его возврате или обмене. Подается оно через уполномоченного специалиста магазина. В момент его подачи работник магазина помечает, что оно принято (на втором заявлении, остающемся у покупателя).
Когда продавец не согласен на возврат денег или обмен товара, покупатель может защитить свои права, обратившись в суд. При таких обстоятельствах потребителю необходимо запросить у продавца письменный отказ в возврате или обмене с указанием его причины.
Товары, возврат которых невозможен
Есть определенные типы вещей, возвратить которые нельзя, если у них нет недостатков. Поименованы эти товары в Постановлении Правительства РФ.
Товар не получится вернуть, если:
- он продовольственный;
- это парфюмерия или косметика;
- он отпускается метрами (например, ткань);
- это средство личной гигиены (например, зубная щетка);
- это лекарство или другой медицинский товар;
- ювелирное украшение;
- это оружие или патроны;
- средства бытовой химии, яды;
- это чулки, носки и нижнее белье;
- мебельные гарнитуры;
- растения и животные;
- непериодические печатные издания;
Нет у покупателя права возвратить в магазин и технически сложные товары. В прошлом имелась проблема в определении того, какие товары считать технически сложными, что вызывало споры между продавцами и потребителями. На данный момент их список установлен Правительством РФ.
В их числе:
- летательные аппараты (самолеты, вертолеты и др.);
- транспортные средства (автомобили и др.);
- сельскохозяйственная техника;
- снегоходы;
- плавательные средства с электродвигателем;
- компьютерная техника (компьютеры и др.);
- техника для спутникового телевидения, игровые приставки, телевизоры, проекторы;
- фото и видео техника;
- бытовые приборы для дома.
Возврат товара ненадлежащего качества
Товаром ненадлежащего качества считается товар, непригодный для использования либо когда его использование ограничено из-за определенных дефектов. К некачественным товарам могут быть отнесены и товары с такими недостатками, о которых потребитель не знал при приобретении.
В случае, когда потребитель был осведомлен о наличии дефектов и все же согласился на покупку, возвратить товар как некачественный не выйдет. Свидетельствовать о том, что покупатель был извещен о дефектах, может отметка в документах, в товарном чеке, а также факт покупки товара в магазине уцененной продукции, в комиссионном магазине.
Если потребитель приобрел товар ненадлежащего качества, он вправе:
- обменять товар на такой же надлежащего качества;
- сделать замену его на аналогичный;
- своими силами устранить дефекты и требовать от продавца возмещения расходов на их устранение;
- возвратить товар с требованием устранения недостатков;
- требовать снижения цены товара;
- расторгнуть договор купли-продажи, вернув товар в магазин и получив обратно денежные средства.
Если потребитель желает возвратить некачественную покупку, ему нужно обратиться в магазин, имея при себе чек и паспорт. Не лишним будет подготовить письменное заявление с требованием принять товар и вернуть потребителю деньги, либо с иным требованием.
Если в удовлетворении этих требований будет отказано, покупателю стоит оформить претензию в адрес продавца с конкретным указанием обнаруженных в покупке недостатков и того требования, на котором настаивает покупатель (например, замена товара или расторжение договора).
В дальнейшем эта претензия будет подтверждать попытку досудебного урегулирования конфликта между сторонами сделки купли-продажи.
Задать свой вопрос
Задать вопрос дежурному юристу онлайн
Консультации проводятся бесплатно в рамках ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.)
Екатерина
получите консультацию специалиста
Публикуя свои вопросы, сообщения, контактные данные и прочие данные на нашем сайте, вы, тем самым, даете свое согласие на обработку персональных данных и самостоятельно несете ответственность за содержание публикуемой в открытом доступе информации.
Со своей стороны, мы гарантируем, что не используем ваши контактные данные для спам-рассылок, в рекламных и прочих целях, кроме тех целей, что непосредственно связаны с функционалом сервиса, а именно для обратной связи и ответа на ваш вопрос.